СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 61. Интересные факты из истории утилизации денежных купюр
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
На фоне вечного золота жизнь бумажных денег скоротечна. Проходя через тысячи рук, купюры быстро изнашиваются и стареют. Вопрос их утилизации впервые возник еще в XVIII веке, примерно через два десятилетия после появления первых бумажных рублей. Сначала эту проблему решали просто — ветхие купюры изымали из оборота и сжигали на кострах.
При Павле I охапки рублей демонстративно пылали прямо на Дворцовой площади Петербурга. Однако со временем количество бумаги в экономике росло, к исходу XIX в. номинальные стоимости находящихся в обороте купюр и монет сравнялись. Сотни миллионов ходящих по рукам бумажных рублей означали, что ежегодно стареет и портится от ветхости огромное количество денежных знаков. Госбанк регулярно изымал их из оборота, заменяя новыми. Но просто жечь горы ветхих рублей на кострах и в обычных печах было уже неудобно, тем более что процесс уничтожения требовал строгого контроля.
И в 1894 году Государственный банк Российской империи принял решение построить специальную печь для сжигания рублей.
Денежный «крематорий» внушительных размеров возвели прямо в центре Петербурга, недалеко от Гостиного двора, возле особняка по адресу: Садовая, 21. Сегодня именно там размещается Государственный экономический университет, а в то время находилось правление Госбанка. Печь для сжигания денег имела восемь топок, единовременно тут можно было спалить 106 тонн рублей, что составляло 165 кубометров наличности.
К началу XX века, когда в обороте насчитывалось купюр на миллиард с четвертью рублей, в этой особой печи Госбанка ежегодно проводили 25–26 сожжений. В среднем за раз сжигали 5 тонн рублей. Однако неудачная Русско-японская война и революционные потрясения 1905 года вызвали всплеск инфляции, и после 1907 года, когда положение стабилизировалось, правительство приступило к изъятию и уничтожению массы «лишних» рублей. Денежная печь в центре Петербурга заработала активнее — за раз сжигали фантастические по тем временам суммы, до 25 млн. руб. (за такие деньги в царской России можно было на месяц нанять почти миллион чернорабочих!).
С 1907 года, чтобы подчеркнуть стабилизацию финансовой системы, сожжение рублей в печи Госбанка проходило торжественно и публично. Уничтожение миллионных сумм наблюдали не только высшие чины правительства и корреспонденты газет — даже обычной публике позволяли со стороны посмотреть на топку печи рублями. Не все понимали экономическую суть процесса, и, по воспоминаниям очевидцев, среди любопытствующих зрителей нередко раздавались возмущенные возгласы: «Зачем чиновники жгут деньги, вместо того чтобы раздать их неимущим!..».
Однако массовое сожжение рублей вызывало и протесты иного рода. Когда жгли крупные суммы, едкий дым не только заполнял двор Госбанка, но и достигал расположенного по соседству Гостиного двора с его массой торговых лавок и магазинов, нервируя покупателей и снижая прибыли продавцов. В ответ на массовые жалобы специалисты Госбанка признали, что сожжение денег «является негигиеничным и в центральной части Петербурга едва ли уместно».
Как альтернативу костру из рублей в Госбанке тогда рассмотрели и испытали ряд иных вариантов. Рубли пробовали превращать в «бумажное тесто» при помощи «щелока едкого натра», испытали варку купюр в котлах с добавлением соды и скипидара «в целях разрушения красок». Были предложены другие способы утилизации денежных купюр, но в итоге Госбанк счел, что при всех издержках «для России сожжение кредитных билетов предпочтительнее».
В настоящее время все купюры, полученные от граждан, сначала должны получить документацию на уничтожение. После этого банкноты доставляются в цеха хранилища Центрального Банка России. Их пересчитывают вручную, а также при помощи специального оборудования на счетно-сортировочных комплексах.
Каждый день в цехах утилизируют примерно 600 миллионов рублей. Аппарат, подобный обычному офисному шредеру, в буквальном смысле стирает их в пыль при помощи дисковых ножей.
Под давлением струи воздуха денежная масса отправляется в специальный резервуар, из которого она попадает в котлы, где хаотичная масса перемешивается лопастями и склеивается в комочки.
Под давлением воздуха комки спрессовываются в килограммовые брикеты. Такие денежные отходы имеют специальное наименование — «макулатура бумажная специальная» (МБС).
Далее миллионы рублей отправляют на свалку как твердые бытовые отходы четвертой категории (у Центробанка есть сертификаты, подтверждающие их безопасность). Вторичная переработка купюр в России затруднена. Причина — составы красителей. При производстве банкнот используют различные пропитки, содержащие тяжелые металлы и другие вредные вещества. Вторичные изделия из таких материалов небезопасны.
Если нейтрализовать все токсичные вещества, то такие отходы подойдут для изготовления стройматериалов, наполнителя для бетонных блоков, утеплителя и даже материала для изготовления гробов и надгробных плит. В России пока лишь небольшой процент денежной массы применяется для производства стройматериалов.
Монеты в России уничтожают на единственном предприятии в Сибири. Мощности этого центра хватает для утилизации всей российской мелочи. Перед переработкой каждую монету разрезают на три части. После этого она становится ценным сырьем для металлургов.
Себестоимость изготовления монет, особенно самых мелких, в разы превышает их номинал. Накопленную мелочь иногда выгоднее отнести в пункт приема цветных и черных металлов, чем в магазин.