СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 56. Крупнейший благотворитель России – Гаврила Гаврилович Солодовников
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 — 1901) вполне соответствовал общественному мифу: экономил на мелочах, ради личных амбиций поступал, как ему заблагорассудится, мог обмануть ближайших партнеров. Странноватый купец, ставший героем исторических анекдотов, не раз удивлял современников — как при жизни, так и после смерти.
Гаврила Солодовников — купец потомственный. Его отец, Гавриил Петрович Солодовников, был купцом, правда, последней, третьей гильдии. Промышлял большей частью на ярмарках — торговал там канцелярскими товарами. Солидные воротилы подписывали колоссальные контракты, а он за гроши продавал им для этих контрактов бумагу и перья. А сын его Гаврила — будущий мультимиллионер — мёл в отцовской лавке пол, носил заказчикам товар и, разумеется, мечтал о будущем.
Когда отец умер, Гаврила Гаврилович с жалким наследством перебрался в Москву. Но, видимо, мечты сопровождались планами, идеями. Он повел дело настолько блистательно, что уже к двадцати годам вышел в первую гильдию. А мультимиллионером признан был под сорок.
Самым известным делом Г.Г. Солодовникова был пассаж на Кузнецком мосту. Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские львы в клетчатых серых брюках разгуливали по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались. Солодовниковский пассаж был одной из центральных торговых точек столицы. Купец даже устроил в нем маленький театральный зальчик, чтобы привлечь покупателей.
В 23-летнем возрасте, еще не заработав свои миллионы, Гаврила Солодовников вместе с предпринимателем Алексеем Лобковым основал Варваринский сиротский дом, пожертвовав на его содержание 200 000 рублей. Всю жизнь он оставался его деятельным попечителем.
Приют стал одним из первых в городе частных учебно-воспитательных заведений. Сюда принимали девушек из всех сословий на казенное содержание. В программу обучения входила стандартная система начального образования, а также навыки рукоделия и ведения домашнего хозяйства. При этом каждый день воспитанницы начинали и заканчивали с богослужений.
Уже после революции приют преобразовали в детский дом имени Некрасова, а в 1919 году здание передали строящейся радиостанции. Рядом появилась знаменитая гиперболоидная конструкция, позже получившая имя своего создателя — Шуховская башня. Позже здесь был открыт Телецентр.
Во время Крымской войны 1853–1856 годов Г.Г. Солодовников выделил 100 000 рублей на устройство госпиталей для военнослужащих. В 1891 году отдал 200 000 на строительство концертного зала и прочие нужды Московской консерватории. Вклада в 200 000 рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы, которая по словам прессы «символизировала духовное возвышение человека под действием высокого искусства».
В феврале 1895 года на Девичьем поле открылась Клиника кожных и венерических болезней, которая была построена на средства Г.Г. Солодовникова. Она входила в состав клинического городка Московского университета и была оборудована по последнему слову науки и техники. Меккой российской дерматологии называли ее современники. Это было одно из первых в России специальных медицинских учреждений, в которых изучали и лечили кожные и венерические заболевания. Спустя некоторое время Г.Г. Солодовников за подарок городу получил орден и дворянство.
В 1894 году Г.Г. Солодовников потратил 200 000 на постройку театра своего имени (ныне Московский театр оперетты).
В 1893 году купец Г. Солодовников собрался устроить в усадьбе XVIII века на Большой Дмитровке театральную сцену. Театр открылся в 1896 году и предоставил сцену «Частной Русской опере» Саввы Мамонтова, который объединил вокруг себя сонм талантливых людей, а сам выступал в качестве режиссера. Театр вскоре постигла печальная участь — он сгорел в 1907 году, но стены сохранились.
Когда предприниматель умер, стало известно содержание завещания Г.Г. Солодовникова. Почти 20 миллионов рублей купец передавал на благотворительность. Третья часть этой суммы предназначалась на строительство доходных домов для малоимущих жителей. Вторая треть ушла на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях», а третью купец повелел «отдать на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде для выучки детей всех сословий и... на устройство там и содержание приюта безродных детей».
В современной Москве на улице Гиляровского недалеко друг от друга возвышаются два монументальных пятиэтажных особняка в стиле модерн с фасадами красно-белой расцветки и множеством оригинальных деталей. На фоне общей застройки здания ярко выделяются своей парадной, торжественной архитектурой. Построены они в самом начале ХХ столетия на деньги Гаврилы Солодовникова как доходные дома для малоимущих жителей. По его завещанию в столице должен был вырасти целый квартал подобных многоэтажек.
В 1909 году удалось построить лишь два упомянутых дома для бедных в районе Мещанских улиц. Строительством занимался сын купца, он же главный душеприказчик, Петр Гаврилович Солодовников.
Первый дом получил название «Свободный гражданин» и предназначался для одиноких холостых жителей, а второй, «Красный ромб», строился для семей. По тем временам новостройки были обустроены по последнему слову техники и имели высокоразвитую инфраструктуру с подключенным электричеством, лифтами, магазином, столовой, баней, прачечной, библиотекой, летним душем и медицинским кабинетом.
При этом квартиры в «солодовках», как их называли москвичи, действительно были доступны по смешным ценам: однокомнатная квартира в «Гражданине» сдавалась за 1,25 рублей в неделю, а в «Ромбе» — за 2,5. При этом средняя оплата труда столичного рабочего составляла 1,48 целковых в день. «Большинство этой бедноты, — писал Г.Г. Солодовников в завещании, — составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы».
С возведением остальных домов Петр Гаврилович промедлил вплоть до роковых событий 1917 года, хотя ему удалось выгодно вложить деньги и увеличить оставшуюся сумму завещания до 40 миллионов рублей. В результате, с приходом большевиков, сын купца эмигрировал во Францию, а солодовниковские миллионы бесследно растворились в хаосе советской действительности.
Пожертвования на благо ближних, соизмеримого с тем, какое оставил после себя Гаврила Гаврилович, в России так больше и не случалось. Тем не менее для многих этот странный человек остался, мягко говоря, непонятым. А понимать поступки Гаврилы Солодовникова во всем их глубоком противоречии необязательно. Ему можно только от всего сердца поверить, прислушавшись к словам святителя Василия Великого: «Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал хорошего. И нередко, осмыслив общее, а не частности, найдешь, что он лучше тебя».
Список использованных источников
- 2go2city.ru
- www.miloserdie.ru
- drevo-info.ru
- gazeta-moy-rayon-donskoy.ru
- lomonosovblog.ru
- rblogger.ru
- lyarder.livejournal.com
- vc.ru