СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 55. Род Строгановых — купцы, меценаты и просветители
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
Род Строгановых, вероятнее всего, происходил из крестьян, с древних времен живших на северных русских землях — землях Великого Устюга. В состав устюжских земель входил и весь Сольвычегодский уезд — будущая родовая резиденция и центр управления строгановских вотчин.
Рост влияния Строгановых относится к эпохе Ивана Грозного, когда в 1558 году первый русский царь даровал Григорию Аникеевичу владения на берегах рек Камы и Чусовой. Здесь процветало солеварение. Со временем семья также обогатилась за счет охотничьих и рыбных промыслов. Под ее руководством строились города и крепости, присоединялись территории Урала и Сибири, подавлялись мятежи народов тех мест.
Долгое время родовым гнездом династии считался Сольвычегодск.
Здесь торговлей создавались громадные капиталы и вынашивались планы покорения Сибири. Владельцы имения оказывали услуги и самому Ивану Грозному и его ближайшему окружению, поставляя вооруженные силы и различные «расхожие» товары — соболей, пух, красную рыбу, текстильные и железные изделия. Они знали толк в книге, ценили живопись, икону. Строгановы являлись не только поставщиками товаров, но и банкирами Ивана Грозного, «который довольно бесцеремонно требует себе кредита». Они ежегодно платили царю до 25 тыс. рублей.
Патриарх династии, Аника (Иоанникий) Строганов (1497 — 1570) был во многих отношениях скупым и жестоким хозяином. Известно, что в Сольвычегодске рабочие даже за малую провинность подвергались порке, которая зачастую приводила к смертельному исходу. Но богатство его было несметным. Иван Грозный позволил Строганову даже создать собственную армию. Он разрешил также промышленнику использовать ресурсы на огромной территории — от Урала до Сибири. Взамен царь получал расширение своих владений по сравнительно низкой цене.
Строгановы принимали активное участие в организации похода Ермака в Сибирь. По подсчетам исследователей, стоимость снаряжения Ермаковой дружины составляла не менее 10 тыс. рублей. Дружина Ермака получила от Строгановых вооружение, боеприпасы и провиант. По словам H. M. Карамзина, «три купца и беглый атаман волжских разбойников дерзнули без царского повеления именем Иоанна завоевать Сибирь». Этими купцами были Максим Яковлевич, Никита Григорьевич и Семен Аникиевич Строгановы.
В годы царствования Бориса Годунова Строгановы продолжают выполнять функции «правительственных агентов по проведению восточной политики».
В XVII веке Строгановы приобретают громадное влияние и исключительное положение не только в торговом мире, но и в высших кругах государства. Значение имело и то обстоятельство, что царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева, жена Михаила Федоровича Романова, оказалась дальней родственницей Строгановых. Братья Андрей, Петр, Семен и Иван Максимовичи Строгановы поднесли новорожденному царевичу, будущему царю Алексею Михайловичу, четыре серебряных кубка весом полпуда, ценою в 100 рублей, четыре «сорока» соболей на 225 рублей. Всего же ими было преподнесено даров на крупную по тем временам сумму в 520 рублей и сверх того 100 золотых, о чем говорится в книге дворцовых разрядов.
В звании особого почетного сословия, именитых людей, Строгановы были неподсудны обыкновенным властям (подлежали только личному царскому суду), тогда как сами могли вершить суд на своих территориях. Они имели право строить города и крепости, содержать ратных людей для обороны уральских городков и поселений, лить пушки, воевать с владетелями Сибири, вести беспошлинную торговлю с инородцами. С них не брали подати за провоз караванов с солью и другими товарами на ярмарки. Они освобождались от всяких постоев на своих дворах, а сами могли беспрепятственно и безвозмездно останавливаться на любом постоялом дворе. Исключительное, почетное положение Строгановых было закреплено Уложением 1649 года.
Строгановы во многих отношениях исключительная, единственная в своем роде династия. Еще в допетровскую эпоху, благодаря своему неслыханному богатству, не будучи боярской по своему происхождению, она занимала почетное место среди самых влиятельных семей, приближенных к трону. По своему положению владетелей громадных вотчин, военных форпостов на самой окраине Русского государства, Строгановы сравнимы с самыми могущественными феодалами средневековой Европы.
Многочисленные потомки первых Строгановых сумели сохранить и донести до нашего времени историческую память о себе, отложившуюся в родовых архивах, в многочисленных документальных свидетельствах, в семейной переписке.
Григорий Дмитриевич энергично поддерживал реформы, проводимые Петром I, активно участвовал в петровских преобразованиях. В 1700 году, находясь в Воронеже, Григорий Строганов построил на воронежских верфях и подарил Петру I два хорошо оснащенных военных фрегата, отправленных сразу в турецкий поход. Позднее, при посещении вместе с Петром I архангельской корабельной верфи Адмиралтейства, он построил за свой счет еще два военных судна и передал их флоту. Помимо этого он строил корабли на Дону на паях с Л.К. Нарышкиным, дядей царя. Велики были и его денежные пожертвования во время Северной войны. Сохранился рассказ о том, как однажды Григорий Строганов пригласил Петра к себе на обед, поданный на бочке. При этом хозяин заявил, что «не потчует своего господина и благодетеля вполовину, а просит смотреть на бочку как часть угощения». Бочка оказалась наполненной золотом.
Григорий Дмитриевич Строганов (1656 — 1715). Он пользовался широкой популярностью среди населения Пермского края, даже у людей отпетых. Незначительное обстоятельство очень хорошо иллюстрирует эту популярность. Строганов имел обыкновение ежегодно весною посылать с людьми на Новоусольские промыслы значительные денежные суммы для расходов и расплаты с наемными рабочими. В 1712 году туда было послано 50000 руб.
Г.Д. Строганов строит новые каменные церкви, привлекая к их украшению иностранных художников. Создается уникальный стиль, который архитекторы позже назовут строгановским барокко.
Г. Д. Строганов коллекционировал иконы, увлекался церковным песнопением. На свои средства он построил за четыре года (1689 — 1693) каменный собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, являющийся образцом строгановского архитектурного стиля.
Согласно одному рассказу, Строганов перекупил для своей Рождественской церкви в Нижнем Новгороде два произведения знаменитого итальянского художника Луи Каравакка, предназначавшихся Петром I для Петропавловского собора в Петербурге.
В специальной мастерской крепостные художники развили особое направление строгановской иконописи.
Большой любитель церковного пения, Григорий Дмитриевич Строганов, еще будучи в Нижнем Новгороде, завел прекрасный хор, слава о котором дошла до Москвы. Распространилось хоровое церковное пение, во многом благодаря служившему у Строгановых музыканту Дилецкому. Ранее во время храмовых служб практиковалось одноголосое исполнение.
Трое сыновей Григория Дмитриевича — Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги предков».
Сергей Григорьевич Строганов, (в это время семья жила уже в Санкт-Петербурге) заказал строительство знаменитого Строгановского дворца на Невском проспекте, над проектом которого работал сам Растрелли. Дворец принадлежал шести поколениям семьи. Сегодня это филиал Русского музея.
Бароны Строгановы также увлекались коллекционированием предметов искусства. Так было положено начало знаменитой коллекции Строгановых. Позднее сын Сергея Григорьевича Александр продолжил семейную традицию и стал, по сути, первым российским меценатом.
Александр Сергеевич был, пожалуй, первым из русских вельмож-меценатов, систематически, с большим художественным чутьем и вкусом собиравшим произведения искусства и сделавшим очень много для русского искусства и как любитель, и как президент Академии художеств. Он составил галерею картин, написанных известнейшими художниками, собрал коллекции эстампов, медалей и камней. Особенное внимание он обращал на составление библиотеки, которую по огромному числу находившихся в ней редких изданий считали одной из первых в Европе. На склоне лет он приступил к возведению Казанского собора в Санкт-Петербурге. В строительстве участвовали исключительно русские зодчие и живописцы.
Наиболее ярким представителем династии XIX столетия является граф Сергей Григорьевич Строганов. Благодаря ему открывались ремесленные училища, школы для бедных. В 1825 году граф на собственные средства основал в Москве рисовальную школу, знаменитую Строгановку.
Долгое время Сергей Григорьевич руководил Московским университетом. Член исторического общества, археолог, Строганов преумножил семейную коллекцию предметов искусства и внес неоценимый вклад в развитие отечественной нумизматики. Сергей Григорьевич участвовал в возведении московского храма Христа Спасителя, основал Императорскую Археологическую комиссию и стал ее пожизненным председателем.
Послесловие
После революции 1917 года последний мужской представитель династии Сергей Александрович сдал ключи от петербургского дома наркому просвещения и уехал за границу. Коллекция ценностей была передана Эрмитажу и частично расхищена. В строгановском дворце располагались различные учреждения. С 1988 года он передан Русскому музею.
Список использованных источников
- the-world-of-culture.blogspot.com
- «Строгановы» А.Р. Андреева
- chemodanus.ru
- www.liveinternet.ru/users/3089744
- diletant.media
- www.liveinternet.ru/users/gregoryh
- multiurok.ru