СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 54. Савва Морозов – великий представитель «новых» московских купцов
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
Журналист Н. Рокшанский отзывался о Савве Тимофеевиче: «С.Т. Морозов — тип московского крупного дельца. Небольшой, коренастый, плотно скроенный, подвижный, с быстро бегающими и постоянно точно смеющимися глазами, то „рубаха-парень“, способный даже на шалость, то острожный, деловитый коммерсант-политик „себе на уме“, который линию свою твердо знает и из нормы не выйдет — ни Боже мой!.. Образованный, энергичный, решительный, с большим запасом той чисто русской смекалки, которой щеголяют почти все даровитые русские дельцы...».
Савва Тимофеевич родился в 1862 году в Московской губернии в семье крупного текстильного фабриканта, основателя Никольской хлопчатобумажной мануфактуры, Тимофея Саввича Морозова. Начальное образование будущий предприниматель получил в 4-й московской гимназии, затем учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Савва Тимофеевич изучал химию в английском Кембридже, но вернулся в Россию, чтобы возглавить семейное дело. В 1886 году Морозов принял управление семейной Никольской мануфактурой «Саввы Морозова сын и Ко», которой было завоёвано множество всевозможных дипломов и медалей за отличное качество продукции. Русская пресса окрестила Савву Морозова «купеческим воеводой».
Во многих вопросах он был новатором: купец платил стипендии талантливым студентам технических вузов, чтобы полученные ими знания умело применить на производстве, а некоторые из его стипендиатов обучались за границей. Женщинам-работницам своих фабрик Морозов ввёл оплату по беременности. Кроме того, Савва Тимофеевич был директором Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве, возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. «За полезную деятельность и особые труды» награжден орденами Святой Анны 2-й и 3-й степеней.
Но Морозов стал известен благодаря меценатской деятельности Он вдохнул новую жизнь в искусство, строил театры, поддерживал художников. Его имя стало нарицательным.
Главным делом Саввы Морозова как мецената считается его активное и деятельное участие в жизни Московского художественного театра, в то время только создававшегося Станиславским и Немировичем-Данченко. Сначала купец пожертвовал труппе десять тысяч рублей, а затем, когда у театра возникли трудности, он фактически взял на себя обязанности директора, занимался всеми хозяйственными делами, вникал в каждую мелочь — и при этом тратил на МХАТ собственные средства.
В общей сложности Савва Морозов пожертвовал театру около полумиллиона рублей. Одни объясняют этот широкий жест страстью к актрисе театра Марии Андреевой, другие — уверенностью Морозова в том, что этот театр должен повлиять на российскую культурную жизнь.
Савва Морозов содержал Художественный театр, при этом был не только спонсором — еще и костюмером, бутафором, даже плотником. По ночам нередко сам монтировал новые декорации. В своем загородном имении оборудовал экспериментальную мастерскую, где лично разрабатывал пиротехнику и световые эффекты для театра.
Станиславский, режиссер Художественного театра, писал: «Савва Тимофеевич Морозов не только поддержал нас материально, но и согрел нас теплотой своего отзывчивого сердца и ободрил энергией своей жизнерадостной натуры».
Морозов построил новое современное здание для любимого МХАТа в Камергерском переулке. И денег он не жалел: здание проектировал знаменитый архитектор Шехтель, зрительный зал был рассчитан на 1100 мест, гримерки оборудовали письменным столом и мягкими кушетками для отдыха, а сцена театра с чайкой на кулисах стала гордостью и визитной карточкой труппы.
Неоднократно Савва Морозов помогал и другим театрам, в частности, труппам под руководством Чарского, Абрамовой, Суворина, Корша. Он же, будучи председателем комитета Нижегородской ярмарки, решил выделить крупные средства для проведения гастролей различных театров. Но это не все: Морозов первым построил театр для рабочих и служащих, на что, по данным тогдашней прессы, потратил порядка двухсот тысяч рублей. Возник первый пролетарский театр в подмосковном Орехове-Зуеве, где находилась Никольская мануфактура, текстильное предприятие семьи Морозовых. То есть, Савва Тимофеевич Морозов вложил двести тысяч собственных средств на развитие культурной жизни рабочих и служащих его же собственного предприятия.
Строительство театра для своих рабочих было не единственной мерой, предпринятой Саввой Морозовым для улучшения их жизни. Став во главе предприятия, он построил новые цеха, казармы, оборудованные паровым отоплением, вентиляцией, отдельными кухнями, прачечными, больницу, где рабочих лечили бесплатно, дом престарелых. Морозов ввел даже пособие по беременности для сотрудниц своего предприятия и построил родильное отделение для больницы. Как результат, фабрика в Орехове-Зуеве за несколько лет вышла на третье место по рентабельности и стала одной из лучших по качеству продукции.
Морозов верил, что возможно превратить безграмотного темного мужика в развитую личность, он прилагал все усилия для того, чтобы этой цели достичь. Способных рабочих он отправлял на курсы повышения квалификации, во время обучения выплачивал им стипендии, а после, когда они возвращались на фабрику и показывали результаты, повышал зарплату. Морозов считал, что для улучшения благосостояния людей необходимо развивать технологии, науку и учить людей труду. «В мире творчески работают три силы: наука, техника, труд; мы же технически — нищие, наука у нас под сомнением в ее пользе, труд поставлен в каторжные условия, — невозможно жить», — говорил он. И оказывал помощь не только представителям искусства и пролетариям, но также будущим ученым, студентам, среди которых также были его стипендиаты. Фабрикант являлся почетным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета.
Купец Морозов оказывал поддержку революционным силам России: давал деньги на издание нелегальной газеты «Искра», подпольно провозил типографские шрифты и запрещенную литературу, прятал от полиции революционера Баумана и оказывал немалую денежную помощь революционерам. Был близким другом М. Горького.
Жизнь Саввы Тимофеевича закончилась рано и при трагических обстоятельствах. В 43 года он застрелился, а причины самоубийства так и остались невыясненными. Согласно одним источникам, в инциденте виновата трагическая любовь, другим — разочарование в революционных идеях после кровавых событий Первой русской революции 1905 года.
P.S. Станиславский с Немировичем бережно хранили память о Савве Тимофеевиче. И даже в самые страшные 30 годы не позволили убрать из МХАТа бюстик «мироеда-капиталиста». И не уставали повторять, что без Саввы Тимофеевича Морозова Московского художественного театра просто не существовало бы.
Список использованных источников
- history.wikireading.ru
- tvkultura.ru
- www.bibliofond.ru
- histrf.ru
- moscow.org
- russian7.ru
- www.miloserdie.ru