СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 51. Благотворительность и меценатство — великая черта русской знати и купечества

Версия для сохранения и печати (1 Мб)

Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто не мешал частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья.

Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал.

На Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы.

Великие князья, а потом и цари, накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где из собственных рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось одним из средств воспитания народа.

 

Но при этом частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (1661 — 1682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.

Русские купцы и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, нередко и сами строили их. Почти каждый русский предприниматель стремился построить храм.

«Приезд Петра в Троице-Сергиеву обитель», картина К. В. Лебедева

Петр I запретил частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 году он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях. Дело в том, что на Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.

Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину.

Благотворительность снова входит в моду при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. На этом поприще приобрел известность Иван Иванович Бецкой. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в России. По его инициативе в Петербурге был построен Смольный институт для благородных девиц.

Еще в екатерининские времена, в 1776 году, купец первой гильдии, уроженец села Любуши Рязанской губернии Петр Данилович Ларин (1735 — 1773 гг.) пожертвовал деньги на строительство «народного училища», а также крестьянского банка и церкви в своем родном селе. Сам П. Д. Ларин намеревался посвятить остаток жизни «наблюдению за устройством училища и его деятельностью». Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение купеческих и крестьянских детей: «грамоте российской, читать и писать по правилам грамматики; чистоте языка и слога; вере и страху Божию; арифметике и некоторым частям высших геометрических наук, для лучшего знания сей для промыслу нужной науки, служащей к счислению и поверию своих дел имущества; познанию русской торговли; и откуда и как оную производить удобнее: познанию того, как вести купеческие по бухгалтерии книги и счета». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина.

 

В 1774 году сыном крестьянина, купцом Первой гильдии Петром Даниловичем Лариным построена ныне существующая двухэтажная каменная церковь Воскресения Христова. На ее возведение израсходовали 65 тыс. рублей.

Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали — через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни.

 

Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию «Ведомство учреждений императрицы Марии», просуществовавшую до 1917 года. Жена Александра I — императрица Елизавета Алексеевна — создала общества: «Императорское человеколюбие» и «Женское Патриотическое», последнее, основанное в 1802 году, к концу 1900 года оказало помощь 160 тыс. неимущих. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна — жена последнего царя Николая II.

Профессиональным благотворителем был принц Ольденбургский. Он 42 года жизни отдал служению обездоленным людям. В Петербурге он основал училище правоведения, первый ночной детский приют. Петр Георгиевич потратил на благотворительность более 1 млн. рублей.

В 1889 году на Литейном проспекте в Петербурге Петру Георгиевичу был поставлен памятник с надписью: «Просвещенному благотворителю», после революции 1917 года памятник снесли.

С конца XVIII века появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т.д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки.

Меценатство на Западе имело юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью.

Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ — начале XX веков. С полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ — начале XX веков. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы.

Для передовой части промышленного мира в начале ХХ века была свойственна тенденция к союзу «людей дела» и «людей мысли» в создании программы экономического роста.

Особняк купца Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве

В 1908 — 1913 годах в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые «экономические беседы». Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться.

Список использованных источников:

Поделиться