СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 214. История хлебоперевозок по волжским путям
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
Земледельческое производство являлось главной отраслью крестьянского и помещичьего хозяйства в российской империи. Конечно, на специализацию сельского хозяйства наложили яркий отпечаток климатические и почвенные условия, особенности колонизации Заволжья.
Важное значение для развития торговли хлебом имело наличие крупных торговых центров, соединённых между собой транспортными артериями. Помимо сухопутных дорог, соединявших в единое целое всю губернию, приоритет имела Волга и её многочисленные притоки.

Благодаря удобному волжскому транспорту для производителей зерна создались благоприятные условия для сбыта продукции. До первой мировой войны по Волге и её притокам проходило до 54% всех грузов, перевозившихся водным путём. Основную массу волжских грузов составляли хлеб, нефть и лес.
Внутренняя и внешняя торговля зерном зависела от многих факторов, и в первую очередь, от хозяйственной конъюнктуры, урожая хлебов, высоты цен, близости или удалённости производителей от рынков сбыта, состояния дорог и т.д.

Зерновой экспорт России длительное время имел не только хозяйственное, но и существенное внешне и внутриполитическое значение для страны. Он становился предметом общественной дискуссии и политических дискуссий в различные исторические периоды жизни страны, поскольку длительное время пшеница являлась одним из основных российских экспортных товаров.
Внутренний хлебный рынок начал формироваться ещё в дореформенный период. В географическом плане он представлял собой как бы несколько концентрических кругов, которые чаще всего налагались друг на друга. Иногда эти круги выходили за пределы края, на территорию соседних Саратовской, Казанской, Симбирской и Оренбургской губерний.
Сложившаяся ранее практика, когда один и тот же купец не только вел торговлю каким-то товаром, но строил и использовал суда для его перевозки, уступила место раздельному выполнению этих функций.
Торговля осталась за купечеством, постройку судов и их использование на перевозках купеческих товаров взяли на себя «судовщики».
Этот процесс размежевания функций затянулся по времени, и к моменту Великой Октябрьской социалистической революции еще продолжали существовать акционерные общества, товарищества и отдельные судовладельцы, которые занятие судоходством сочетали с торговлей или производством.

Так, например, товарищество «Бр. Нобель» или пароходство хлеботорговца Башкирова наряду с производственной деятельностью располагали значительным собственным флотом и обеспечивали перевозку своих грузов.
Судовой промысел сформировался в самостоятельную отрасль хозяйственной деятельности, где были заняты сотни тысяч людей. Образовалась профессия судовщика, который в отличие от прежнего значения этого понятия не только являлся судоводителем и распорядителем на судне, но и его владельцем, выполняя за плату перевозки грузов по договору с грузовладельцем.
Договоры заключались обычно зимой, хотя это не исключало выполнения перевозок, выявившихся в ходе навигации. Плата за перевозку определялась по соглашению. Размеры её колебались по годам в зависимости от навигационнных условий и спроса на перевозки, который чаще всего зависел от урожая: при хорошем урожае и повышенном спросе на перевозки хлеба фрахты увеличивались. Так, например, за перевозку одного куля хлеба в 9 пудов (144 кг) с пристаней Цны до Рыбинска брали от 85 коп. до 1 руб. 40 коп. От Нижнего Новгорода до Москвы по Оке фрахт за перевозку массовых грузов колебался от 10 до 12 коп. с пуда, а более ценные ярмарочные грузы оплачивались по 15 коп. с пуда (за тонну, соответственно, от 6 до 9 руб.). По Волге за перевозку хлеба с пристаней Саратовской губернии до Рыбинска в 1841 году брали по 65 ‑ 70 коп. с пуда, из Самары ‑ по 55 ‑ 60 коп., из Симбирска ‑ 40 ‑ 45 коп.

Постройка крупного судна требовала довольно значительных первоначальных затрат. Поэтому судовщиками становились в основном зажиточные удельные крестьяне из прибрежных сёл или городские купцы и мещане. Первоначально судовой промысел во многих случаях был семейным занятием, руководил которым глава семейства, а сыновья были его ближайшими помощниками ‑ постоянным «хозяйским глазом». Как правило, семья владела одним судном, лишь некоторые немногочисленные зажиточные семьи имели 2 ‑ 3 судна.
Однако владельцы судов часто не могли обойтись только трудом членов своей семьи. Для постройки и сплава судна приходилось прибегать к наёмному труду. И тогда это семейное занятие приобретало все черты, присущие капиталистическому предприятию. Всё более отчетливо в судовом промысле происходило размежевание: с одной стороны, эксплуатируемые рабочие-судоходцы, к которым относилась как квалифицированная рабочая сила, так и бурлаки, а с другой ‑ судовладельцы. Но и для тех, и для других перевозки грузов и людей становились их основной деятельностью.
Хлебная торговля вывела Российскую империю в мировое лидерство на внешнем рынке.
Экспортная торговля требовала миллионных капиталов. Их можно было составить путём акционирования. Поэтому в мукомольном производстве и торговле хлебом развернулось создание акционерных обществ, укреплялись позиции крупнейших хлебопромышленников. В результате в предвоенные годы важнейшие позиции в хлебной торговле захватили несколько товариществ: Стахеева, Башкировых, Соколовых, Мамошкина, Чернонебова и Рукина.


Примерно с 1910 года многие коммерческие банки занялись комиссионными операциями с хлебом и торговлей от себя. Банки становятся главными посредниками между производителями хлеба и зарубежными покупателями. Осенью банки отправляли из Самары до 50 вагонов в день.
Хлебная торговля в губернии всё более попадала под контроль частных коммерческих банков.
В 1841 году Рыбинск посетил Николай I, которого возмутило нежелание местных купцов вести торговлю цивилизованно. Император распорядился открыть биржу и дать ей надлежащее устройство.

Список использованных источников
- Презентация книги Джанет Хартли «The Volga: A History of Russia’s Greatest River» — Новости — Институт региональных исторических исследований — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Организация зерновой торговли в Российской империи (начало XX в.). Опыт сетевого анализа. История России.
- Глава 10. О торговле русским хлебом. | Румянцевский музей
- Сартор В. Жизненный узел. Зерновой экспорт России в XIX — начале XX в. Структурные особенности и причины зависимости экономики России | Военно-Ученый Архив
- Зерновое производство и другие культуры