СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 169. Великие парфюмеры — французские москвичи. Часть 2

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Генрих Брокар — король российских парфюмеров

23 июля 1837 года в Париже родился Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар — русский предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения. Коллекционер живописи и произведений искусства.

Генрих и Шарлотта Брокар.

Он происходил из состоятельной семьи парфюмера Атанаса Брокара. Однако конкуренция на ароматном рынке во Франции на тот момент была довольно высока. В итоге отец продал парфюмерную лавку, расположенную в самом центре Парижа — на Елисейских полях, и уехал с семьёй в Америку. Бизнес не заладился и там. В 1850 году, когда Генриху Афанасьевичу ещё не исполнилось и 14 лет, отец решил вернуться на родину во Францию, фактически бросив дела на своих сыновей. Некоторое время Генрих Брокар вместе с братьями постигал азы парфюмерного дела и управления производством, но со временем энергичный Генрих решил искать собственное счастье и не ходить у братьев в подручных. Тут кстати подоспело приглашение от старого приятеля отца парфюмера Гика, решившегося открыть своё дело в России. Генрих, недолго думая, согласился и в 1861 году перебрался в Россию, тем более, что Гик платил ему значительно больше, чем родной брат.

Россия поначалу юноше не понравилась — запахи кислой капусты и перегара в трактирах, сырых тулупов и валенок, в которых щеголяли извозчики, смазанных сапог, к которым имели пристрастие купцы, мучили парфюмера с утончённым обонянием. Но постепенно Брокар привык ко всему, к тому же понял, что Россия, где парфюмерные производства делают только первые шаги — золотое дно для предприимчивого человека.

Спустя год Генрих Афанасьевич женился на бельгийке Шарлотте Реве — женщине волевой, с хорошей коммерческой хваткой. Тогда же он изобрёл новый способ концентрата духов. Возможно, именно женитьба на Шарлотте стала самым удачным бизнес-решением француза и предопределила будущий успех всего его дела. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала названия для новой продукции, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнёрами.

В качестве главного парфюмера фабрики Гика Брокар мог неплохо жить, но ему хотелось завести своё. В 1863 году Брокару улыбнулась удача. Он открыл новый способ получения концентрированных духов, продал патент одной французской фирме и получил 25 тысяч франков.

На вырученные средства он открыл в Москве, в Тёплом переулке (ныне ул. Тимура Фрунзе), собственную мыловаренную фабрику. Впрочем, фабрику — это громко сказано: под производство было спешно переделано помещение бывших конюшен Фаворских. Её оборудование состояло всего из трёх котлов, дровяной печи и каменной ступки. Сырья было в достатке, а вот при регистрации предприятия француз столкнулся с проблемой: в российских реестрах не оказалось соответствующей позиции. Но Брокару удалось выкрутиться, записав своё мыловаренное производство как «фельдшерский цех».

Реклама мыла фирмы Брокар.

От деда он получил рецепт изготовления кокосового мыла, которое и стал производить на своей фабрике. На предприятии работали всего двое рабочих (помимо самого хозяина), которые изготавливали от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день. Но, как ни старался новоиспечённый парфюмер, мыло спросом не пользовалось.

Но Шарлотта, прекрасно осведомлённая о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов и форм: для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше — с буквами алфавита, а для взрослых — в виде овощей. Это был отличный маркетинговый ход, а мыло для детей Брокар по совету жены, не мудрствуя лукаво, назвал просто «Детское». Надо ли говорить, что товар стал пользоваться большой популярностью?!

Но настоящим хитом продаж стало «народное» мыло — высококачественный продукт, стоивший всего 1 копейку за кусок, а при оптовой закупке еще дешевле. Не удивительно, что крестьяне закупали его на ярмарках ящиками и охотно увозили в свои деревни. На Московской выставке русских производств в 1865 году «народное» мыло получило серебряную медаль.

Мыло в форме мандаринов фабрики «Товарищества Брокар и Ко». Одновременно — ёлочная игрушка и забавный сувенир.

Копеечное мыло, составлявшее 9/10 продукции Брокара, приносило серьёзные доходы. Жена подсказала еще один ход — выпускать такие же дешёвые пудру и помаду и формировать подарочные наборы. Теперь крестьянин или мастеровой мог за 3 копейки купить жене, дочери или невесте гостинец — нарядную коробку с пудрой, помадой и куском мыла, предметами, радовавшими каждую женщину. На этикетках помады с целью просвещения печатали басни Крылова с иллюстрациями.

В итоге за Брокаром утвердилась слава производителя мыла исключительно для простого народа. Это не устраивало честолюбивого коммерсанта, и он начал активно ездить за рубеж, узнавая тайны и секреты мастерства у других именитых парфюмеров. И его поиски увенчались успехом: в 1870 году из Брюсселя Генрих Афанасьевич привёз секреты, позаимствованные у известного мыловара Экларса. И вскоре наладил выпуск туалетного мыла. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса и Брокар перенёс производство за Серпуховскую заставу в специально построенную фабрику для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране ОАО «Новая заря».

Генрих Брокар известен также как изобретатель: открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие духов на человеческие эмоции, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона.

Кроме парфюмерной фабрики у Брокара было ещё одно увлечение — коллекционирование предметов искусства. В 1894 году, когда ценных предметов в его коллекции насчитывается уже несколько тысяч, Брокар арендует галерею в Верхних Торговых рядах (ныне ГУМ) и устраивает в ней постоянную экспозицию антиквариата и художественных предметов, доступную для осмотра всем желающим. Знатоки утверждали, что его собрание по значимости следует сразу за коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи и Румянцевского музея. Он мечтал оставить москвичам в память о себе не только коллекцию ароматов, но и ценную художественную коллекцию.

Один из залов художественной галереи Брокара.

Вот как пишут о нем современники:

«Его коллекция, делавшаяся не раз доступной публике, является одной из самых ценных в Москве. Обладая чуткой душой, легко откликался на всякую нужду, но особенно охотно оказывал помощь беднякам из художественных сфер. У него были стипендиаты в академии, в наших училищах живописи, к нему за помощью обращались на первых шагах своей карьеры молодые художники»
газета «Московский листок», 1900 г.

Брокар говорил:

«Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России».

Так и случилось — в конце 1900 года Генрих Брокар скончался в Каннах, успев получить за свои духи «Персидская сирень» гран-при на знаменитой Всемирной выставке в Париже. Это была его последняя награда.

Похоронили Генриха Брокара на родине, под Парижем.

Список использованных источников

Поделиться