СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 167. Московский «нескучный» чудак

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

 

Есть в Третьяковской галерее замечательный портрет, называемый в народе «Демидов (или дядька) с лейкой», кисти великого русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого. Портрет вроде бы парадный, но только вот изображённый на нём персонаж почему-то одет в халат, колпак, домашние туфли, да ещё и опирается на садовую лейку, при этом ещё и указывает рукой на горшки с цветами. Однако всё это неслучайно: лейка и цветочные горшки — дань увлечению знаменитого богача России Прокофия Акинфиевича Демидова ботаникой, а халат и тапочки призваны подчеркнуть незаурядность его человеческой натуры.

Демидовы своё происхождение ведут от крестьянина Демида Григорьевича Антуфьева, уроженца села Павшино, недалеко от Тулы. За заслуги в развитии горного дела и предприимчивость сын Демида Григорьевича, Никита, грамотою от 21 сентября 1720 года был возведён в дворянское достоинство под фамилией «Демидова» вместе с сыновьями.

Род Демидовых с тех пор славится в России благодаря огромным богатствам, широкой благотворительности и заслугам в деле развития горнодобывающей и горнозаводской промышленности. Тратили свои богатства Демидовы кто как умел, и кто как хотел.

Прокофий Демидов был внуком знаменитого на всю Россию металлозаводчика Никиты Демидова. Если дед известен как строитель первого в Туле железоделательного завода, а его сын, Акинфий, оставил Туле Николо-Зарецкий храм, то Прокофий Акинфиевич запомнился, прежде всего, как создатель Нескучного сада в Москве.

Прокофий родился 8 июля 1710 года на Урале. Прокофию досталось наследство в Туле, поэтому в 1738 году он переехал туда и прожил там 10 лет. В Туле Демидов со всей страстностью своей натуры отдался любимому делу — ботанике. В своей усадьбе на берегу Упы он разбил первые ботанические сады. Его трехэтажный дом-дворец утопал в зелени.

Но вскоре Прокофию в Туле стало тесно. В 1750 году он уехал в Москву, а через шесть лет в своём имении Нескучное (название очень соответствует весёлому нраву хозяина) разбил сад. Говорят, в саду круглый год цвели необыкновенной красоты цветы, и дамы, гостьи Демидова, постоянно их срывали. Отказать прелестницам не было возможности. И тогда Демидов решил проучить их по-своему. Взял несколько крестьянских мужиков, вымазал их мелом и расставил в виде статуй по саду. И как только дама тянулась за цветком, «статуя» оживала. Женщины падали в обморок!

Знаменитый Нескучный сад в Москве.

Память о меценате и чудаке Прокофии Демидове на территории столицы России хранит тот самый «Нескучный сад», получивший это своё необычное название благодаря тому, как пишет Н. Мезенин в статье о Демидове в газете «Горный край» от 06 сентября 2001 года, что «Демидовский Нескучный дворец, расположенный на берегу реки Москвы... при жизни владельца был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Какие люди тут бывали! Живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые мужи. После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). В бытность Прокофия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и сад всегда был заполнен посетителями».

Некоторые случаи из жизни Прокофия Демидова

* * *

Представьте себе такую картину. От парадного подъезда богатого дома отъезжает повозка оранжевого цвета. Шесть лошадей запряжены цугом (гуськом): две передние и две задние маленькие, а между ними — здоровенные битюги. На большой лошади сидит карлик, а на маленькой — форейтор такого роста, что ноги его волочатся по мостовой. Лакеи тоже выряжены на смех: одна половина камзола расшита галунами, вторая — из сермяжного сукна; на одной ноге лакированный башмак, на другой — лапоть. А в повозке сидит баснословный богач — Прокофий Акинфиевич Демидов.

* * *

Говорят, одним жарким летним днём захотелось Прокофию Акинфиевичу в Нескучном саду прокатиться с ветерком в санях. Пришлось нанять охотников быстро ощипать листву на придорожных березах, закупить всю находившуюся в округе соль и осыпать ею путь в три версты. Проехавшись несколько раз по этому искусственному снегу, богач, очень довольный, возвратился домой.

* * *

Прокофий не отказывал никому, но не упускал случая позабавиться. Так, он предложил награду тому, кто пролежит у него в доме год, не вставая с постели. Желающему отводили особую комнату и приставляли слуг, которые днём и ночью не спускали с него глаз и удовлетворяли его желания в еде, питье и прочем. Если он выдерживал испытание, то получал в награду несколько тысяч рублей. В противном случае его по уговору секли и выгоняли вон. Человек, согласившийся простоять перед Демидовым целый час не мигая, в то время как он махал пальцем перед его глазами, также получал плату. Однако если Прокофий убеждался, что не корысть, а действительная бедность вынуждала человека идти на это испытание, то он выдавал денег больше, чем обещал.

Великий меценат

Бронзовый бюст Прокофия Демидова создал француз Ж.-Д. Рашетт (XVIII в.).

Демидовы самозабвенно занимались благотворительностью. Выяснилось, что самым щедрым Демидовым был именно Прокофий — он подарил людям 4 282 000 рублей!

Первое его крупное пожертвование (13 000 рублей) было направлено на обустройство только что построенного Московского Университета. На его деньги также было учреждено первое в России коммерческое училище, куда Демидов сам и набирал учеников, разъезжая по разным городам.

На его щедрость обратила своё внимание императрица Екатерина II, которая присвоила ему чин действительного статского советника. У него всегда были наличные деньги, и он занимался обычным ростовщичеством, давая ссуды и кредиты. И даже сама Екатерина II занимала у него деньги на ведение Русско-Турецкой войны.

Львиная доля пожертвований Прокофия Демидова — более 3 000 000 рублей — пошла на содержание Воспитательного дома в Москве, где растили незаконнорожденных детей.

За это богоугодное дело и попал Прокофий Акинфиевич на полотно модного в те времена художника Дмитрия Левицкого. В 1771 году президент Академии художеств Иван Бецкий заказал Левицкому портрет Демидова для галереи опекунов Воспитательного дома.

Стоит еще добавить, что в 1765 году Прокофий Демидов написал научный трактат «Об уходе за пчелами» и почти 25 лет посвятил созданию уникального гербария, который стал достоянием Московского университета.

На вторую половину XIX века в России пришёлся расцвет предпринимательства. И если отцы-основатели крупных предприятий положили жизнь на укрепление финансовых мощностей семьи, то их сыновья и внуки, получившие хорошее образование и ни в чём не нуждавшиеся, проявили колоссальный интерес к культуре. Москва не была бы такой, какой мы её знаем, без золотой эпохи русских меценатов.

Почему в России была развита благотворительность?

Что дворяне, что простой люд относились к купцам как к неотёсанным толстосумам. Про купцов сочиняли анекдоты, ходили поговорки: «Деньгами души не выкупишь», «Грехов много, да и денег вволю». Купеческое сословие, безусловно, хотело поменять к себе отношение: доказать, что их труд общественно полезен и что купцы- достойные представители общества.

А чем могли помочь купцы? Деньгами!

К 1900 году только в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене вместе взятых. Меценатами становились целые купеческие семьи.

Список использованных источников

Поделиться