СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 166. Образ ростовщика в мировой литературе

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Доподлинно известно, что ростовщики существовали уже в древнем Вавилоне. Ростовщичество, безусловно, воспринималось обществом достаточно негативно, пресекалось и наказывалось. Но полностью истребить его не удавалось. Осуждение ростовщичества звучало в литературных и философских трактатах, например, Аристотеля и Сенеки.

Конечно, о ростовщичестве писали и в эпоху позднего Средневековья и другие известные мыслители. Но это были произведения, которые скорее можно отнести к разряду философских или богословских (теологических), нежели художественно-литературных. Например, труды Фомы Аквинского. Хотя некоторые из таких работ имели достаточно выразительную художественную форму.

 

В литературе ростовщичество, естественно, осуждается. Представители этой «профессии» описываются как алчные скряги, трясущиеся над своим богатством, и наживающиеся на горе простых людей. Не зря сегодня многие банкиры и особенно сотрудники МФО, выдающие займы, протестуют, когда их называют ростовщиками. Пусть даже и за глаза. Недовольство понятно: такой термин обычно носит негативный окрас. И вот кто «приложил к этому руку».

Оноре де Бальзак описал образ ростовщика Гобсека в одноименном произведении. Гобсек предстает перед читателями как жадный и скупой человек, который «чахнет над своим златом» и наслаждается тем, что получает власть над должниками.

Уильям Шекспир в «Венецианском купце» рассказывает про злого и коварного ростовщика Шейлока — в обмен на ссуду он берет с заемщика вексель, по которому в случае невыплаты долга обязуется расплатиться своим телом. Шейлок из «Венецианского купца» Шекспира явно обладает садистскими наклонностями. Он ссужает деньги торговцу под залог мяса с его груди. Характер безжалостного ростовщика Шейлока не выдерживает даже его собственная дочь Джессика. Она убегает от отца вместе со своим другом Лоренцо.

И мировая и русская литература относятся к образу ростовщика одинаково с ненавистью и презрением.

Александр Пушкин в одном из стихотворений (1832 год) описывает адские мучения ростовщика. Злой и безжалостный старик получает заслуженную казнь. Черти жарят его заживо, пока он не лопается.

 

И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесёнок, под себя поджав своё копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копчёное корыто,
И лопал на огне печёный ростовщик.
А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?»
Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете».
Тут грешник жареный протяжно возопил:
«О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!»
Тут звучно лопнул он — я взоры потупил.

Николай Гоголь считает ростовщика воплощением Дьявола. В повести «Портрет» он описывает мужчину огромного роста, который может предоставить заём на любую сумму. Условия кажутся клиенту выгодными, но это обманчивое впечатление. Проценты быстро растут и опустошают карманы заёмщика. После этого с клиентом начинают происходить разные неприятности. Его родственникам тоже не везёт. Они умирают, сходят с ума или становятся нищими. После смерти дух ростовщика вселяется в портрет, нарисованный талантливым художником. Картина приносит несчастье всем, кто её покупает.

Образ старухи-процентщицы очень ярко нарисован Федором Достоевским в романе «Преступление и наказание». Жадная, хитрая, вредная бабка никому не прощает просроченных платежей. Она оценивает залоги по очень низкой цене и наживается на чужом горе. У старухи отталкивающая внешность и целый «букет» разных болезней. Достоевский сравнивает Алёну Ивановну с ведьмой. Студент Раскольников топором убивает процентщицу, не забывая забрать залоговое имущество.

 

Гораздо больше интересного о ростовщичестве и ростовщиках мы узнаём из другого романа Достоевского — «Идиот». Почти все герои этого романа (события происходят в Петербурге в 60-е годы позапрошлого века) погружены в мир денег, думают о деньгах, мечтают о деньгах, делают деньги или, наоборот, их транжирят. И важной составной частью этого мира является ростовщичество. Все герои так или иначе соприкасаются с ростовщичеством: одни как ростовщики, другие как их клиенты, третьи как мечтающие стать ростовщиками, четвёртые — как беспристрастные наблюдатели этого феномена.

 

Действительно, начиная с конца 1850-х годов, в обществе возникает удивительная «толерантность» по отношению к ростовщичеству. Время старых ростовщиков и даже старух-процентщиц (типа Алёны Ивановны) постепенно стало уходить в прошлое. На смену им приходили вполне «приличные», благообразные ростовщики типа Птицына. И на момент завершения романа «Идиот» в России появились первые коммерческие банки, которые выглядели тем более «прилично». А ростовщиков стали величать «банкирами».

В этой связи на память приходят слова русского писателя Николая Лескова: «Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей».

К великому сожалению, тема ростовщичества из нашей жизни, а, следовательно, и из литературы, не ушла.

Список использованных источников

Поделиться