СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 14. Евстафий Сиверс — основатель петербургской школы бухгалтерского учета России
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
На смену авторам журнала «Счетоводство» пришли новые люди — третье поколение русских бухгалтеров. Их появление совпало с первой русской революцией 1905 года. Это были люди разных возрастов и профессиональных воззрений. В результате они сформировали две школы бухгалтерского учета: петербургскую и московскую.
Петербургская школа сложилась вокруг Русского счетоводного общества взаимной помощи во главе с Евстафием Евстафьевичем Сиверсом.
Е.Е. Сиверс являлся Председателем Совета Русского счетоводного общества взаимной помощи, членом Учебного комитета и Испытательной комиссии при Министерстве финансов, преподавателем Ксениинского института, преподавательских курсов Петровского коммерческого училища Петербургского купеческого общества, женских коммерческих курсов П.О. Ивашинцовой и счетоводных курсов Е.Ф. Шрекника, в период с 1908 по 1916 годы являлся редактором журнала «Коммерческое образование». Имел чин статского советника.
6 февраля 1892 года Евстафий Евстафьевич Сиверс прочитал в Санкт Петербургском Обществе для распространения коммерческих знаний доклад на тему «Счетоведение и счетоводство», тогда ему было 40 лет. Задачи своего выступления докладчик видел, во-первых, в определении счетоводства, разделяющегося на теоретическую и практическую части, и, во-вторых, в выяснении значения разных систем счетоводства. После этого доклада он стал новым заметным лицом.
Знания о практике учета Сиверс назвал счетоводством, а науку об учете счетоведением. Такой подход стал общепризнанным в русской учетной литературе вплоть до 1929 года.
В теории учета Сиверс выделял две части (два отдела): теорию учета (теорию бухгалтерского учета в общем смысле) и теорию книг, где излагается методика ведения различных регистров, причем под регистрами понимались только книги. Теория книг трактовалась Сиверсом как наука о методах бухгалтерского учета.
Е.Е. Сиверс известен как автор меновой теории, сущность которой заключается в том, что в основе двойной записи лежит обмен (мена) благами.
Значение, придаваемое Сиверсом мене в образовании двойной записи, привело его к выводу, что сама двойная запись является основным законом бухгалтерского учета, то есть в данном случае он трактовал двойную запись подобно природному закону, например, закону всемирного тяготения. Исходя из позиции меновой теории, Сиверс группировал и все хозяйственные обороты, трактуемые как меновые, причем присвоение прибыли рассматривалось как обмен ценностей на «права» собственника. Положение о мене как о причине двойной записи привело его к выводу, что баланс является следствием счетов. Отсюда вытекало положение о независимости баланса от инвентаря и об однородности значения дебета и кредита в каждом счете (теория одного ряда счетов).
Обучение студентов, считал ученый, должно строиться по схеме от счета к балансу, что соответствует практической последовательности и теории возникновения баланса.
Основные работы Е.Е. Сиверса:
- «Лекции по общему счетоводству», СПб., 1898;
- «Счетоведение и счетоводство», СПб., 1892.
Очень много сделал Сивере как педагог. До него учили бухгалтерии как сумме практических приемов. Раздавали ученикам бланки подлинных практически применяемых книг и ученики с помощью учителя эти регистры должны были заполнять. Сиверс показал, что учить надо сущности, а не технике. И вместо бланков его ученики заполняли схемы счетов «самолетики». У него же мы находим и схемы отражения хозяйственных оборотов, где счета показаны в виде фигур, а проводки — в виде прямых линий, соединяющих эти фигуры.
Напомним, что Е.Е. Сиверс был преподавателем на женских коммерческих курсах П.О. Ивашинцовой, а также в Ксениинском институте.
Интересные факты из истории Ксенинского института
Во дворце на Благовещенской площади Александр III намеревался разместить коллекции создаваемого им Русского музея, но в итоге в 1894 году решил преподнести его в качестве свадебного подарка своей старшей дочери Ксении. Та, однако, предпочла более камерный дворец на Мойке, 106, а громаду на площади отдала под женский институт для девочек-сирот.
В Ксенинский институт принимались девочки дворянки, потерявшие отцов. Всего обучалось триста пятьдесят институток. Половина мест были бесплатными, так называемыми казеннокоштными, другую составляли своекоштные пансионерки, за которых платили двести пятьдесят рублей в год. Обучение длилось десять лет. Помимо языков, рисования, естественных наук, танцев и рукоделия воспитанницам преподавали бухгалтерию и товароведение, так что кроме привычных мест домашней учительницы или профессиональной швеи девушки могли искать службу бухгалтеров на промышленных предприятиях.