СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 130. От первых монет до печатных денег — фальшивомонетчики России
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
Организованное производство монеты и её широкое использование как средства платежа непременно сопровождается таким негативным явлением как фальшивомонетничество.
Массовое появление монет в товарно-денежных отношениях восточных славян относится к VIII-Х векам. Это были монеты не собственной чеканки, а импортируемые из разных регионов Арабского Халифата — куфические серебряные дирхемы. К этому времени относится и появление первых фальшивых монет.
Монеты и банкноты подделывали во всех странах мира. И во всех за то наказывали жестоко, если не сказать, варварски. В тёмное время средневековья и в Европе, и в России фальшивомонетчикам вливали в глотку расплавленный металл, преимущественно, олово, из которого они изготавливали свои «шедевры», четвертовали на крутящемся круге, на Кавказе и в Средней Азии привязывали к лошадям, которые тащили их по земле. А в Бухаре, говорят, заставляли глотать изготовленные ими монеты до тех пор, пока не умрут. Ничего не помогало. Но закон настигал не всех. Качество подделок иногда затмевало образцы настоящих, государевых денег.
На протяжении XII — XV веков на территории русских княжеств основным средством платежа были литые серебряные слитки-гривны, а позднее рубли различных типов и весовых норм, а также их фракции. То, что платёжные слитки могли подделывать, в частности, понижать пробу или целиком отливать из недрагоценных металлов и сплавов (например, из сплава олова и сурьмы) известно по единичным находкам и кладам, а также по немногочисленным сведениям из письменных источников.
В последней четверти XIV века в русских княжествах начинается относительно массовая чеканка собственной монеты — деньги по типу ордынского данга (дирхема). В середине XV века слитки-гривны были окончательно вытеснены из товарно-денежных отношений монетами.
К XV веку относятся и самые ранние свидетельства о наказании фальшивомонетчиков на государственном уровне. В правовых актах более раннего времени сведения о подделке монет и наказании за это преступление отсутствуют.
Знаменитые владельцы оружейных и горных заводов в Туле и на Урале Демидовы чуть ли не весь XVIII — вплоть до XIX века каждый день по три-четыре часа штамповали у себя на предприятиях медные деньги. И никто, даже самые въедливые финансисты российских самодержцев, этого не заметил и миллионеров в подлоге не уличил, потому как монеты, изготовленные русскими промышленниками, ничем не отличались от тех, что чеканил государев Монетный двор.
Первый фальшивомонетчик Руси, о котором сохранились записи в летописях, — это Фёдор Жеребец. Он был новгородским литейщиком и весовщиком драгоценных металлов и изготавливал деньги по княжескому позволению. Однако Фёдор не чеканил монеты, он лил гривны — серебряные слитки. Монеты к тому времени ещё не вошли в широкое обращение. В 1447 году его поймали на подделке — оказалось, что он льёт слитки из некачественного серебра. Литейщика схватили, напоили и допросили. Фёдор раскрыл несколько имен, среди которых были высокопоставленные лица: бояре, воеводы и дьяки. Разъяренные новгородцы нашли этих людей и утопили в реке Волхов, а их имущество разграбили. Самого литейщика тоже убили.
В Древней Руси донесший на фальшивомонетчика благородный гражданин на всю жизнь освобождался от всяких поборов, а раб получал свободу. Если фальшивомонетчику удавалось бежать из тюрьмы, стражника немедленно казнили. А самих преступников обычно бросали на растерзание диким зверям или предавали сожжению. Был и другой способ наказания: преступникам, как известно, вливали в горло расплавленное олово. Позже их стали топить.
В петровскую эпоху произошла революция в монетном производстве России, вместе с денежной системой менялось и законодательство, регулировавшее монетное дело. Но «денежное воровство» не только не было искоренено, но развивалось и технически, и в какой-то мере творчески.
На жаргоне советского, да и нынешнего российского криминалитета, фальшивомонетчиков величают «блинопёками». О самом знаменитом мастере этой «профессии» великого и могучего СССР Викторе Баранове написаны сотни статей, десятки брошюр, сняты фильмы. «Гений подделок», «король фальшивомонетчиков» — вот только два эпитета, которым до сих пор награждают этого человека журналисты. Они же утверждают, что он, якобы, успел поработать личным водителем Михаила Горбачёва, когда тот «поднимал» Ставропольский край на посту первого секретаря крайкома КПСС. Вкратце — о том, что многим известно. После отставки с поста крайкомовского шофёра Виктор Баранов заделался изобретателем и рационализатором. Его предложения, хоть и были достаточно эффективными, воровали или отвергали. И в итоге денег за них не платили. Тогда-то ему и пришла мысль самому делать купюры. Скрупулёзно изучал полиграфию и другие науки. По протоколам допросов целых 12 лет подбирал краски, бумагу, изготавливал образцы клише, сам смастерил и печатный станок.
Но это уже совсем другая история...