СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Выпуск 126. Богатейшие российские промышленники — Демидовы
Версия для сохранения и печати (<1 Мб)
Возвышение Демидовых началось при Никите Демидове (1656 — 1725), тульском кузнеце-оружейнике, сумевшем мастерством поразить Петра I и получившем земли на Урале и в Сибири для строительства металлургических заводов, поставлявших по низким ценам военные припасы для казны, и пожалованном в 1720 году в дворянство с фамилией Демидов.
С царём Петром I Никита Антуфьев (впоследствии Демидов) познакомился в 1696 году. Пётр, проезжая через Тулу, попросил собрать лучших кузнецов города. Однако никто из них явиться не посмел. Единственным исключением стал Никита Антуфьев. На Петра I произвела впечатление богатырская стать оружейника, и он отметил: «Вот молодец, который годится в Преображенский полк в гренадёры».
Испугавшийся Никита Антуфьев стал просить монарха помиловать его и оставить в должности оружейника. Взамен Пётр I потребовал выпустить для него 300 алебард по немецкому образцу. Всего за месяц Антуфьев изготовил 400 алебард. Пётр I был настолько доволен работой, что заплатил в три раза больше действительной стоимости оружия, подарил мастеру серебряный ковш и отрез немецкого сукна. Следующая встреча состоялась по инициативе царя — он обратился к оружейнику, чтобы тот изготовил шесть ружей по иностранному образцу. Никита Антуфьев не только выполнил заказ, но и улучшил конструкцию. За это он получил 100 рублей и несколько десятин земли, предназначенных для добычи руды и древесного угля. Никита стал и главным поставщиком оружия во время Северной войны (1700 — 1721 гг.).
Сын Никиты Антуфьева — Акинфий Никитич Демидов (1678 — 1745) сумел на Урале и Алтае построить 25 заводов, главным из которых стал Нижнетагильский, своим оборудованием отвечавший последнему слову техники. А о заводе в Невьянске в указе Берг-коллегии сказано: «Таких заводов не токмо в Швеции, но и во всей Европе не обретается». На заводах Демидовых трудилось 38 тыс. душ.
Семейные владения занимали 638 тыс. десятин, включали десятки железных и медных рудников, золотые и платиновые прииски, деревни и поселки. Акинфий Демидов стал статским советником, имел дворец в Петербурге. Был благотворителем, подарившим Московскому университету минералогические коллекции.
Гремело имя Демидовых на всю Россию и на всю Европу. Поистине, этот род — своеобразный символ российской предприимчивости, российского богатства.
В различных архивах сохранилось немало документов и писем, связанных с жизнью и деятельностью его представителей, сыгравших «делами — не словами» (девиз дворянского рода Демидовых) значительную роль в истории нашей державы.
В одном из своих писем автор уральских сказов П.П. Бажов высказался о Демидовых как о деятелях, прогрессивных для своего времени. «Немаловажным положительным фактом приходится, по-моему, считать и то, — писал он, — что Демидовы ставили металлургию без иноземной помощи. Эта сторона дела у нас как-то вовсе забывается, а она ведь очень интересная и одна может поставить вопрос о Демидовых совершенно по-новому... Благодаря энергии Демидовых наша страна в короткий срок освободилась от импорта железа и сама стала экспортировать железо».
Как сыновья продолжили начинания Акинфия Демидова
Сын — Прокофий Акинфиевич Демидов (8 (19) июля 1710 — 1 (12) ноября 1786, Москва), владелец крупных горнопромышленных предприятий, меценат и благотворитель, поклонник садоводства, основатель Нескучного сада. Свои наиболее прибыльные заводы продал Савве Яковлеву.
Сын — Григорий Акинфиевич Демидов (14 (25) ноября 1715 — 13 (24) ноября 1761, Санкт-Петербург), русский ботаник, предприниматель, меценат. Продолжил дело отца, Акинфия Никитича, основал Тисовский (в 1736 году) и Бисертский (в 1761 году) заводы. Известен как создатель первого в России частного ботанического сада под Соликамском и как корреспондент шведского учёного Карла Линнея.
Сын — Никита Акинфиевич Демидов (8 (19) сентября 1724 — 16 (27) декабря 1789), русский промышленник, крупный землевладелец, владелец и строитель усадьбы Петровское-Княжищево, также владелец подмосковной усадьбы Алмазово. Младший сын Акинфия Демидова (третий сын от второго брака). Владел Нижнетагильскими заводами на Урале, основал Нижне-Салдинский (1760) и Верхне-Салдинский (1778) заводы.
После смерти Акинфия Демидова дети конфликтовали из-за наследства. Дело в том, что в своём завещании, написанном под влиянием второй жены Ефимьи Ивановны Пальцевой, все заводы и большую часть капиталов Акинфий оставил своему младшему сыну — Никите Акинфиевичу.
Старшим сыновьям Прокофию Акинфиевичу и Григорию Акинфиевичу были завещаны соляные копи и земельные владения в Казанской, Калужской, Нижегородской, Ярославской и Вологодской губерниях, но это было совсем не то, на что они надеялись.
По этому поводу Прокофий Акинфиевич, жалуясь на отца, писал графу Михаилу Илларионовичу Воронцову: «Учинил мой родитель между братьями разделение, которого от света не слыхано и во всех государствах того не имеется и что натуре противно. А именно пожаловал мне только из движимого и недвижимого 5000 рублей и более ничего, не только чем пожаловать, но и посуду всю обобрал и в одних рубахах спустил... Имею пропитание довольное, однако своего жаль».
Обиженные старшие сыновья подали прошение императрице Елизавете Петровне, в котором заявили о своём непризнании воли отца. По их требованию, одобренному императрицей, генерал-фельдмаршал Бутурлин произвёл новый раздел имущества в соответствии с наследственным правом того времени, когда определёнными преимуществами пользовались именно старшие сыновья.
По указу Берг-коллегии громаднейший «акинфиевский» промышленный комплекс был разделён между его сыновьями почти поровну на три части: Прокофию досталась Невьянская часть с пятью заводами и три нижегородских завода; Григорию — Ревдинская часть с тремя заводами, четыре завода в Приуралье и Тульский завод; Никите — Нижнетагильская часть с шестью заводами.
Эпоха огромной демидовской империи закончилась.