СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 101. Поставки по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года, и разрешил президенту предоставлять вышеуказанные виды странам, чья «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Расчет понятный: защитить себя руками других и максимально сохранить свои силы.

Президент США Ф.Д. Рузвельт подписывает Закон о ленд-лизе.
 

Поставки по ленд-лизу получали 42 страны, расходы США по ним составили свыше 46 млрд. долл. (13% всех военных расходов страны за Вторую мировую войну). Главный объем поставок (около 60%) пришелся на Британскую империю; на этом фоне доля СССР, на который пала основная тяжесть войны, более чем показательна: чуть выше 1/3 от поставок Великобритании. Большая часть остальных поставок пришлась на Китай и Францию.

 

В Атлантической хартии, подписанной Рузвельтом и Черчиллем в августе 1941, говорилось о стремлении «снабдить СССР максимальным количеством тех материалов, в которых он более всего нуждается». Хотя соглашение с СССР о поставках Соединенные Штаты официально подписали 11 июля 1942 года, действие «Закона о ленд-лизе» указом президента было распространено на СССР с 7 ноября 1941 года. Еще раньше, 1 октября 1941 года в Москве было подписано соглашение Англии, США и СССР о взаимных поставках на срок до 30 июня 1942 года. Впоследствии такие соглашения (их назвали «Протоколами») продлевались ежегодно.

Для расширения таможенного оформления ленд-лизовских поставок на Дальнем Востоке летом 1942 года были открыты таможенные посты в Магадане, бухте Провидения, Амбарчике, Тикси, Певеке, Николаевске–на–Амуре, а также таможенные посты, контролирующие доставку грузов в северо-восточный сектор Арктики (о. Диксон), в портах на Енисее – Игарка и Дудинка.

Между портами США и Владивостока в одиночном плавании, без конвоя, курсировало около 300 советских морских судов. Основную долю импорта составляли: военная техника, медикаменты, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо, металл, электростанции, зерно, автомашины, покрытие для взлетно-посадочных полос. Кроме того, через Тихий океан шел поток встречных поставок из СССР: марганец, цветные и редкоземельные металлы, сырье для военной промышленности союзников. 

Морские поставки по ленд-лизу.

Общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил порядка 9,8 миллиардов долларов. Помощь Америки в то время была действительно неоценимой, и стала одним из факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы.

На СССР ленд-лиз как уже было сказано был распространён 1 октября 1941 года после подписания Первого протокола о поставках. Поставки по ленд-лизу в СССР продолжались до 20 сентября 1945 года. За это время, включая поставки с 22 июня 1941 по 30 сентября 1945 года, в СССР было отправлено военной помощи на 17 501 000 длинных тонн (1 длинная тонна = 1016 кг), из которых 16 587 000 тонн было разгружено в СССР, 343 000 тонн разгружено в Англии, 488 000 тонн потеряно в пути.

Сталин и Черчилль на встрече в 1942 году.

Во время войны, когда помощь из США поступала в СССР широким потоком, некоторые американские официальные лица воспринимали недостаточное освещение этого факта в советской прессе с обидой. Первый публичный скандал на тему признания важности ленд-лиза произошёл уже в 1943 году. Его спровоцировал посол США в СССР адмирал Уильям Стендли, который считал, что помощь американского народа оценивается представителями советского правительства совершенно недостаточно, расценивая это как явное проявление неблагодарности.

Скандал, устроенный послом США, был воспринят советским правительством негативно, но сдержанно. Отношения между союзниками и СССР в этот момент были сложными, чему способствовали затягивание открытия второго фронта в Европе и временное прекращение движения полярных конвоев в Мурманск и Архангельск из-за усиления немецких ВМС в северной Норвегии. Тем не менее, Москва решила не углублять возникшую «трещину», что было бы на радость берлинским пропагандистам, и никаких ответных дипломатических заявлений не последовало. Согласно телеграмме, отправленной спустя два дня после заявлений Стендли, Наркомат иностранных дел рекомендовал послу СССР в Вашингтоне Литвинову поступить следующим образом:

«…Вы можете воспользоваться Вашим выступлением на завтраке у Стеттиниуса 11 марта, чтобы в спокойной форме дать достойный ответ на неуклюжую выходку Стендли, не называя его, конечно, по имени. Для Вашей ориентации сообщаем, что:

1) утверждения Стендли об отсутствии в нашей печати информации об американской помощи неправильны. Помимо известных Вам авторитетных выступлений, в которых наше правительство подчеркнуло значение помощи союзников, помимо подробнейшего опубликования всех речей Рузвельта и Черчилля и регулярной публикации всего сказанного ими о материальной помощи Советскому Союзу, только за последние полтора месяца опубликованы, например, следующие сообщения: 24 января ‑ полностью заявление Стеттиниуса о поставках по ленд-лизу в 1942 году, включая все цифры, касающиеся СССР, 24 февраля ‑ заявления Литтлтона в Ньюкасле об англо-американских поставках в СССР за 1941 и 1942 годы, 5 марта ‑ подробное изложение всех важнейших заявлений и цифровых данных Стеттиниуса из его доклада сенатской комиссии по иностранным делам, 10 марта (в «Известиях) ‑ подробное изложение статьи Стеттиниуса в «Амэрикен мэгэзин» об американских поставках продовольствия в Англию и СССР;

2) никто до сих пор не осмеливался ставить под вопрос эффективность использования американских и других импортных военных материалов Красной Армией, американцы не раз говорили о быстром их освоении нашими людьми, и намёки Стендли на то, что неизвестно, куда девается американское вооружение, являются смешными;

3) неуклюжая выходка Стендли, как говорят, удивила большинство присутствовавших на пресс-конференции журналистов, считающих его заявления бестактными и вредными».

 

Сам же посол США был удовлетворён результатом своего заявления. Как он писал позже, московская пресса в течение трёх дней хранила молчание, а потом вдруг рассыпалась «настоящим валом заявлений по поводу американской помощи России». Несмотря на грубый для дипломата ход, он добился чего хотел, хоть и поставил Москву и Вашингтон в весьма неудобное положение по отношению друг к другу. Как писал американский историк Роберт Шервуд, президент США не был доволен действиями своего посла, сочтя их грубыми и бестактными. 3 мая 1943 года Стендли подал прошение об отставке, которая была принята несколько месяцев спустя.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту».

Список использованных источников

Поделиться