СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Бухгалтерский учет как искусство театра

 

Дорогие коллеги! 2019 год в России станет годом театра. Это прекрасно! В том числе и потому, что таким образом 2019 год фактически объявляется и годом бухгалтерского учета и бухгалтеров.

Почему? — спросите вы. Бухгалтеры в этот год чаще будут ходить в театр и посмотрят больше хороших спектаклей? Надеемся, что да, но отнюдь только не по этой причине.

Понимание театра как искусства сценического представления полностью соответствует пониманию бухгалтерского учета как искусства представления хозяйственной жизни фирмы.

Сценой здесь служит всё информационное пространство экономических отношений, а в качестве зрителей (порой вдохновленных, порой возмущенных, порой обескураженных) выступают заинтересованные пользователи отчетных данных.

Актёрами на этой сцене служат элементы отчетности. Их выбор — это утверждение на роль. Их группировка — это сценарий театрального представления. Трактовка и оценка — это тот сценический образ, который им суждено играть в предлагаемой зрителю постановке. Учетная политика фирмы — это стиль театра, способный сделать представление одного и того же произведения подлинно оригинальным и неповторимым. А главное лицо в этом театре — это тот, кто остается невидимым для публики, но от кого всегда зависит весь спектакль — его режиссер — это бухгалтер.

Театр — это искусство перевоплощения, множество возникающих перед нами образов, ведущих в мир иллюзий и волшебства. В учете всё происходит точно так же.

Его категории в зависимости от условий экономической жизни, то есть от того спектакля, который им предстоит играть, перевоплощаются в соответствии с требуемыми образами — их трактовками, отражаемыми в нормативных документах.

Так, например, актив бухгалтерского баланса может играть роль обеспечения долгов фирмы, и тогда пользователь отчетности увидит в нём собственное имущество компании, которым она сможет расплатиться по долгам. А оценка статей актива будет показывать суммы денежных средств, которые можно за такое имущество выручить.

Другая возможная роль актива — это комплекс расходов, направленных на получение доходов в будущем. Здесь требуется иной образ, иной костюм. Статьи актива в этом случае будут требовать оценки строго в суммах фактически понесенных затрат, еще не заработавших фирме доходов. При этом отражать они будут далеко не только собственное имущество предприятия, но и много иных объектов, не являющихся имуществом.

Совсем иной спектакль называется МСФО. Здесь у актива роль ресурсов, которые смогут принести компании доходы в будущем. Это пьеса в футуристическом стиле. Она требует особого оформления образа. Здесь нужна справедливая стоимость. Та оценка, которой никогда не стать реальной ценой, но которая лучше всех должна нам о ней рассказать.

То, с какой легкостью элементы отчетности меняют возможные для них образы, рождает у зрителя ощущение магии и волшебства, иллюзорность которого подчеркивается бухгалтерскими парадоксами. Прибыль у фирмы есть, а денег нет! Источников финансирования много, а долги оплачивать нечем! Основное средство полностью амортизировано, а работает! Здания на балансе нет, а предприятие в нём располагается и весьма неплохо себя чувствует! Запасы в активе показаны, а на складе их не найти, и быть их там не должно! И т.д., и т.п.

Так что же такое учет — иллюзия или реальность? Можно ли верить тому, что показывает бухгалтер? Как быть? Как принимать решения? Стоит ли вообще брать билеты в театр бухгалтерского учета?

И вот здесь вновь именно сущность театрального искусства может помочь нам с ответом.

Театральное представление никогда не становится реальной жизнью. Это и невозможно. Оно лишь показывает нам её. Но от того, как те или иные сюжеты будут представлены на сцене, может зависеть понимание нами происходящего в реальности, наше восприятие действительного положения дел.

Во власти режиссера и его актеров — показать нам, например, Обломова как изнеженного деградирующего трутня, существующего за счет тяжелейшего труда своих крестьян, или же, как наивного романтика, честного с собой и другими философа, беспрестанно ищущего, но не находящего своего места в мире, где так редко задают вопрос «зачем?».

И вот здесь очень важно понять, что бухгалтер — это никто иной как режиссер в театре, на подмостках которого непрерывно разыгрываются занимательные сцены из хозяйственной жизни. И в его — бухгалтера — власти сделать это представление трагедией, комедией или драмой. И именно здесь мы не должны забывать об ответственности бухгалтера, как режиссера, своей работой формирующего экономическое сознание своей публики — пользователей отчетности. Ведь именно от того, как будет представлена перед зрителем картина положения дел фирмы в ее отчетности, могут зависеть значимые решения, определяющие экономическую жизнь компаний и всех связанных с ними лиц.

Давайте не будем забывать, что бухгалтерский учет — это великое искусство театра хозяйственной жизни, будем с любовью относиться к нашим зрителям — пользователям отчетности, и стараться поставить и сыграть для них самый лучший спектакль в каждом сезоне!

С наступающим 2019 годом — годом Театра, годом Бухгалтерского учета и Бухгалтера!

М.Л. Пятов
(СПбГУ)

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Темы: эссе

Поделиться